Инженерная служба


Пантонная переправа
Подготовка пантонной переправы для ракетного комплекса через реку Обь. 1988 год.

Официальный отчет времени существования инженерной службы дивизии начинается с 31 декабря 1959 года, именно в этот период приказом Министра Обороны в управлении Главнокомандующего РВСН создается инженерная служба. Первым начальником инженерной службы дивизии назначается войсковой инженер подполковник Лазаренко Андрей Семенович. На его плечи легла вся тяжесть создания инженерной службы и организации решения многочисленных практических задач инженерного обеспечения.

В структуру дивизии входят инженерные службы и инженерные подразделения ракетных полков и отдельный инженерно-саперный батальон. Благодаря нелегкому труду которых успешно решались и решаются задачи инженерного обеспечения.

Ремонт моста
Ремонт моста через реку Порос личным составом саперного батальона при взаимодействии с инженерным взводом полка

Инженерными службами полков руководили: Мариненко А.В., Баранов В.А., Рыбаков И.С., Оржеховский В.А., Кононов М.Ю., Рыжиков А.В., Грамма В.М., Филатов В.И., Дронов В.С., Чркасов Ю.А., Чернявский В.Ф., Алексеев Е.А., Чупахин Ю.Н., Литвинов Н.И., Горобец В.А, Вовна И.П., Загродский В.Н., Панкратов Ю.А., Карнаухов А.Г., Удовиченко С.А., Тупкаленко В.И., Мошков В.А. и многие другие.

В отношении технической оснащенности средствами инженерного вооружения ракетные войска не знают себе равных. Количество инженерной техники и вспомогательных агрегатов по существу равняется количеству личного состава.

С 1961 года началось строительство стартовых площадок ракетных полков. Маскировке подвергались строительные работы, подъездные автодороги с помощью комплектов маски раздвижной металлической (МРМ), маскировочного покрытия “Лотос” из синтетического материала. Это позволило отказаться от дернования площадок.

Переправа пусковой
Итоговая проверка Главнокомандующего РВСН. 1999 год

В период с 1963 по 1969 гг. на БСП и других военных объектах создавались системы инженерных заграждений, технические средства охраны и огневые фортификационные сооружения. Ракетные полки оснащались комплектами электромеханических средств охраны “Тантал”, емкостными сигнализациями “Зона”, производилась установка электромеханических датчиков СД-30.

В 1964 году в состав инженерной службы дивизии введена должность старшего инженера по инженерному вооружению и заграждениям. Первым на эту должность был назначен майор Капелькин Леонид Иванович. Одновременно с этим в ракетных полках сформированы роты электротехнических заграждений и минирования. Эти роты занимались охраной и обороной боевых стартовых позиций, обслуживанием технических средств охраны и установкой минно-взрывных заграждений.

В 1964 году начато возведение стационарных убежищ для защиты личного состава частей и подразделений.

ГИР
Постановка задач командиром разведывательной группы на проведение инженерной разведки полевых позиций

В 1965 году закончено строительство командного пункта дивизии.

С 1969 года боевые стартовые позиции начали оснащаться электризуемыми заграждениями П-100, а в 1973 году электризуемые заграждения переведены на эксплуатацию в боевом режиме в мирное время.

В 1972 году установлены управляемые минно-взрывные заграждения “Кактус”.

В ракетных полках в 1976 году формируются инженерные взвода в составе четырех отделений: три инженерно-саперных и одно инженерно-техническое.

Начавшийся в 70-е годы процесс сокращения стратегических наступательных вооружений в СССР и США поставил перед инженерной службой задачу – ликвидации вооружения и объектов Ракетных войск методом подрыва.

По договору ОСВ-1 в течение 1976 года были проведены работы по подрыву шахтных и стартовых позиций. Основная тяжесть по выполнению этих работ легла на инженерную службу дивизии, начальников инженерных служб полков и личный состав подразделений.

Сапер
«Мина обезврежена!»

Требовалось создать, обучить и подготовить команды подрывников, провести с высоким качеством работы в соответствии с жесткими графиками. С поставленными задачами личный состав справился успешно.

С 1976 года перед инженерными службами ракетных полков появляется новая задача - несение боевого дежурства дежурной сменой боевого обеспечения (ДСБО). Для этого в полках: оборудуются места несения боевого дежурства, создается специальная учебно-материальная база. Дежурная смена находится в 30-минутной готовности к выходу на маршрут для инженерной разведки и подготовки маршрутов боевого патрулирования и полевых позиций. Ракетные войска становятся единственным видом в Вооруженных Силах, где инженерные подразделения несут боевое дежурство. Первым на боевое дежурство заступил начальник инженерной службы войсковой части 44238 майор Шевцов Александр Илларионович.

С 1977 года проводятся мероприятия по инженерному оборудованию полевых позиций и подъездных путей.

В период с 1986 по 1989 год проведено возведение фортификационных объектов для частей специальных войск и тыла, убежищ местной обороны.

Строительство моста
Строительство моста через реку Барлак из комплекта ТММ

В июле 1986 года проведено тактико-специальное учение по переправе ракетного полка через реку Обь. На батальонном пароме был переправлен ракетный дивизион со штатной техникой.

В сентябре 1987 года на базе дивизии проведены специальные сборы с начальников инженерных служб армий и дивизий по организации марша ракетных полков в условиях массированного применения противником минно-взрывных средств.

Для обучения личного состава в 1988 году на автодроме дивизии сооружен инженерный городок. В этом большая заслуга подполковника Ткаченко Т.П. и командира инженерного взвода оисб старшего лейтенанта Марченко В.Г.

Впервые в Ракетных войсках в период с июля по август 1988 года осуществлена переправа рактеного комплекса “Пионер” на барже через реку Обь.

В декабре 1989 года осуществлена переправа ракетного полка через реку Иня в зимних условиях с оборудованием майны и пантонного моста.

В 1989 году на командном пункте дивизии было возведено сооружение “Гранит”.

Парк ОИСБ
Парк инженерной техники в настоящее время

Работы по ликвидации ракет средней дальности потребовала уничтожения методом подрыва фундаментов сооружения “Крона”. Сначала был произведен демонтаж сооружения, а затем уничтожение его оснований. Весь объем инженерных задач был выполнен качественно и в срок под руководством командира 2-ой инженерно-саперной роты оисб гвардии капитана Иванова А.В.

Для постановки на боевое дежурство ракетного комплекса нового поколения в кратчайший срок были осуществлены работы по возведению новых сооружений и заграждений вокруг БСП. Непосредственное руководство осуществлял подполковник Кривошеев С.А.

В 1990 год для маскировки началось применение пеногенератора 15Ц42.

С 1990 года в штат инженерных взводов в полках вводятся мастерские по ремонту инженерного вооружения. Непосредственное участие в оборудовании мастерских принял гвардии подполковник Ткаченко Т.П.

Инженерная служба
Инженерная служба соединения. 2002 год.

В 1991 году на вооружение поступили специальные устройства 15Ц45 для создания ложных позиций ракетного комплекса.

В период с 1991 по 1993 год инженерной службой дивизии разработана технология установки на путепрокладчике БАТ-М двигателя В-55, В-54 танка Т-55.

В 1992 году принято решение о применении управляемых возимых комплектов минирования(УВКМ) для охраны ракетных полков как на боевых, так и на полевых стартовых позициях.

В 1993 году Директивой ГК РВСН № 03 определено применение УВКМ с минами МОН-50 в мирное время.

В 1997 году за счет получения 17 единиц инженерной техники удалось на 100% провести замену средств инженерного вооружения ДСБО, находящихся на боевом дежурстве.

В 1999 году в штат введены переносные комплекты минирования ПКМ и ОЗ-1.

В 1998-2000 места несения боевого дежурства ДСБО приведены к единой методике оборудования боевых постов, проведена замена техники. Большая роль в этом инженерной службы дивизии и полков, в том числе майоров Горобец В.А., Черкасова Ю.А. и других.


В разное время инженерную службу возглавляли офицеры:

- Крапивин Борис Иванович;

- Однополов Леонид Александрович;

- Кнериков Виктор Кузьмич;

- Шевцов Александр Илларионович;

- Князьков Анатолий Алексеевич;

- Ткаченко Тарас Павлович;

- Кривошеев Сергей Александрович;

- Киричков Николай Васильевич;

- Нефедов Валерий Александрович;

- Кузнецов Виталий Геннадьевич;



Глава 3 Инженерная служба
Hosted by uCoz