Из воспоминаний ветерана полка майора в запасе Сенникова Юрия Михайловича


Сенников Ю.М.В сентябре 1960 г. (первый выпуск лейтенантов-ракетчиков) после окончания Пермского военного авиационно-технического училища, я прибыл для прохождения дальнейшей службы в в/ч 34148, штаб которой находился в одной из “Николаевских казарм” 17-го военного городка.

После непродолжительной беседы с начальником отдела кадров капитаном Леонтьевым Е.А. мне предстоял более обстоятельный разговор с начальником политического отдела подполковником Валовым Георгием Тихоновичем, обаятельным, интелегентным, располагающим к откровению человеком. В результате бесед мне было предложено на выбор – служба в одной из частей, дислоцированных в г. Новосибирске, либо в г. Бердске.

Я выбрал второе – там проще решался квартирный вопрос, т.к. часть имела свой жилищный фонд, доставшийся ей от Сталинградского авиационного училища – летчиков.

По прибытию в часть я был назначен старшим техником во второй стартовый дивизион, которым командовал бывший летчик майор Гурьев Николай Александрович. В дальнейшем он приложил все свои силы, чтобы уйти из ракетных войск в авиацию. Ему это удалось сделать.

Начальником штаба был капитан Исаенко Николай Анатольевич, заместитель по РВО – капитан Коршиков Николай, заместитель по политчасти капитан Краснов.

В то время только начала свое формирование и комплектовалась офицерами, сверхсрочнослужащими и военнослужащими срочной службы из различных видов и родов войск, большинство из которых не имело ни малейшего представления о ракетной технике. Отдельные офицеры не хотели служить и просились обратно на флот и авиацию.

Выпускники Пермского ВАТУ, а таковых было несколько человек, в совершенстве знали эксплуатацию ракетного комплекса Р-2.

Уже в конце 1960 г. в часть начала поступать ракетная техника, для хранения которой была оборудована техническая территория, представляющая собой открытую площадку, огороженную по всему периметру забором из досок высотой не ниже 2-х метров. Вся специальная (на колесном ходу) техника, хранящаяся под открытым небом, была закреплена за офицерами, которые отвечали за её сохранность и техническое обслуживание. В середине технической зоны была развернута палатка для хранения ракеты. Транспорт с ракетой прибыл на подъездные железнодорожные пути Бердского радиозавода. Из выпускников Пермского ВАТУ была сформирована команда по разгрузке ракеты из вагона, укладыванию на транспортную тележку и её транспортировка в расположение части. К этой работе были привлечены лейтенанты Ситкин В.И., Сенников Ю.М., Журавлев Г.П. и Марков Н.В. Все работы проводились с учетом требований скрытности, в темное время суток, после окончания работы 2-й смены на заводе. Общее руководство по разгрузке и транспортировке ракеты осуществлял командир полка полковник Яковлев И.К. Представителем от службы ракетного вооружения бригады был майор Оджубейский С.Ю. На меня были возложены обязанности по раскрытию вагона, осмотру ракеты и перегрузка её на транспортную тележку. Обязанности крановщика на кране 8Т22 исполнял лейтенант Миронов.

Поставленная задача была выполнена. По результатам этой работы все офицеры были поощрены командиром полка. Меня наградили денежной премией в сумме 40 руб., что составляло в то время треть денежного довольствия.

Осень и зима 1960-61 г.г. использовались, в основном, для решения хозяйственных вопросов – подготовки зданий к зиме, возведением деревянного забора вокруг территорий служебной и технической зон и территории жилого городка.

1960 год был годом сокращения вооруженных сил, в том числе авиации, а еще конкретнее, Сталинградского военного училища лётчиков, на вооружении которого были реактивные самолеты МиГ-15. Мы извлекали из этих самолетов детали для создания учебно-материальной базы.

С началом формирования соединения проводились изыскательные работы по выбору мест строительства боевых стартовых позиций. Была создана центральная база снабжения (ЦБС), которая располагалась в двух километрах от с. Пашино. На эту базу по железнодорожным путям поступало все промышленное и специальное оборудование необходимое для строительства и монтажа боевых стартовых позиций.

Так как строительство объектов начиналось на пустом месте, то сразу же началось строительство подъездных дорог с бетонным покрытием к позиционным районам частей, прокладывания железнодорожной ветки к станции примыкания (впоследствии там было построено железнодорожное депо и место для размещения личного состава ж.д. роты), а затем и к базе снабжения дивизии (ныне ТРБ).

Не могу не сказать несколько слов о первом командире железнодорожной роты – лейтенанте Герасине С.Д. Этот человек, отслуживший срочную службу, перешел на сверхсрочную, был старшиной роты, а после окончания в 1960 г. железнодорожного училища, был назначен командиром роты.

В 1960-61 г.г. он и его командиры взводов были прикомандированы к нашей части. Он обладал исключительным талантом командира-организатора. Под руководством полковника Горячева И.Р., бывшего в то время начальником тыла дивизии, лейтенант Герасин С.Д. практически хозяйственным способом, построил из сборных щитов казарму для личного состава обустроив ее таким образом, что подобного не было ни в одной части дивизии. Солдатская столовая, находящаяся в одном помещении с казармой, походило на уютное кафе. За каждым столиком сидело по 4 военнослужащих, была соответствующая сервировка столов – ложки, вилки, ножи. В очень короткий срок он сумел организовать подсобное хозяйство – выращивал свиней. Осенью производил силами личного состава роты заготовку овощей, грибов, ягод, для хранения которых в непосредственной близости от казармы построил погреб. В роте поддерживался постоянный уставной порядок и крепкая воинская дисциплина. Правда, методы воспитания не всегда были уставными.

Командование очень много времени уделяло вопросам контроля за ходом строительства, монтажа оборудования, а впоследствии и испытаний агрегатов. С этой целью были созданы контрольно-приемные группы (КПГ), в обязанности членов которых входил контроль качества выполняемых работ на всех этапах строительства.

1960-1962 г.г. были годами не только обустройством полка, но и активной подготовкой офицеров части по освоению штатной ракетной техники. Отсутствие необходимой учебной литературы, учебно-материальной базы, привлечение офицеров к строительно-монтажным работам на БСП, решение различных хозяйственных задач не позволяли в достаточной степени организовать в части боевую подготовку.

Для создания УМБ в полку была создана инициативная группа, которую возглавил лейтенант Писклов В. В состав группы входили лейтенанты Моня Е., Журавлев П. По описанию они изготовили деревянным макет ракеты Р-16, чертили схемы на клеенке, организовали оборудование классов в учебном корпусе.

Переподготовка офицеров части проводилась на краткосрочных курсах при военно-учебных заведениях, в учебных центрах (Даурия), на полигоне (Байконур), на заводах промышленности.

Я дважды был командирован для изучения штатного ракетного комплекса в г. Омск, где на заводах им. Карбышева и Баранова познавал устройство двигательных установок и компоновку ракеты Р-16.

В 1961 году с наступлением теплых весенних дней, значительно интенсивнее стали проводиться занятия по боевой подготовке. Основным методом специальной подготовки солдат, сержантов и офицеров был метод индивидуального изучения. Изучение техники осуществлялось с помощью имеющихся отдельных технических описаний, схем и конспектов офицеров. Для практического обучения личного состава и слаживания расчетов, отделений, групп использовалась штатное наземное оборудование и ракета.

В проведении комплексных занятий было много условностей. Некоторые операции, которые используются при боевых пусках, имитировались. Так, при отработке пуска на ракете 8к51 двигатель выводился только на предварительную ступень. После нажатия кнопки “Пуск” срабатывала автоматика, запускалась двигательная установка, ракета окутывалась клубами дыма и пламенем, но с пускового стола не сходила, так как специальным устройством производилась отсечка поступления топлива в камеру сгорания и двигатель прекращал работу не набрав тяги, равной весу ракеты.

Во второй половине мая 1962 г. полк, загрузившись всем необходимым для автономной жизнедеятельности, убыл на железнодорожном транспорте на полигон “Байконур” для проведения учебно-боевых пусков ракет, которые являлись высшей формой практического обучения личного состава и контроля его подготовки.

По прибытию на отведенное нам место, мы занялись обустройством. Установили палаточный городок, оборудовали место для хранения автомобильной техники и место для приготовления и приема пищи.

На занятия ходили в монтажно-испытательный корпус, размеры которого были впечатляющими. Ничего подобного ранее я не видел. На втором этаже размещался рабочий кабинет генерального конструктора Янгеля, ракету которого нам предстояло освоить и произвести пуск.

Вначале мы самостоятельно изучали устройство ракеты и технологию подготовки к пуску по техническим описаниям и инструкциям по эксплуатации. Одновременно учили военнослужащих срочной службы. В подготовке ракеты Р-16 к пуску участвовали:

Командир дивизиона гвардии подполковник Гуреев Н.И.

Командир стартовой группы гвардии майор Петров Ю.М.

Командир группы проверки и пуска гвардии майор Трофимюк А.А.

Командир группы подготовки двигательных установок гвардии капитан Кадетов Б.П.

Командир батареи подвоза и заправки спецтопливом гвардии майор Иванов П.Г.

Командир батареи транспортировки изделий гвардии ст. лейтенант Тимофеев И.Я.

Командир технической группы гвардии капитан Новиков И.Г.

С удовольствием вспоминаю рядовой и сержантский состав отделения двигательных установок технической группы, который имел низкий уровень образования (от 7 до 10 классов) очень с чувством большой ответственности относился как к изучению устройства и правил эксплуатации ракеты, так к практическим работам непосредственно на ней. Это мл. сержанты Матхапиков и Никитин, рядовые Лукин, Косолапов, Тампура, Трефелов. Много времени и внимания их обучению уделяли офицеры отделения двигательных установок лейтенанты Темиргазин Н.А., Кулешов А.В., Гусев Ю.И.

Организатором технической подготовки личного состава дивизиона был главный инженер полка Григорьев Влас Осипович, который принимал непосредственное участие в обучении солдат, сержантов и офицеров к рациональному использованию времени. На месте для приема пищи висел плакат с его изречением: “Крупицу золота можно найти, крупицу потерянного времени - никогда”.

После того, как личный состав освоил устройство и технологию подготовки ракеты к пуску, нам предстоял серьезный экзамен – сдача зачетов инструкторам полигона. Сдать этот экзамен было непросто, т.к. требования были очень жесткие. Некоторые расчеты делали по несколько заходов. Двигателисты сдали зачеты с первого раза. После сдачи зачетов началась приемка боевой ракеты Р-16, технического и стартового оборудования. Началась настоящая боевая работа.

Самоотверженным трудом личного состава технической группы ракета была подготовлена к пуску и оттранспортирована на стартовую позицию. Пуск был назначен на раннее утро 8 августа 1962г. Весь личный состав, не принимающий непосредственного участия в работах на стартовой позиции был эвакуирован за несколько километров от места старта и размещен в специально вырытых траншеях. Мы пристально всматривались в точку местности, из которой должна стартовать ракета. Время шло очень медленно. И, наконец, вырвалось пламя, ракету окутало парами окислителя, дымом сгоревшего топлива, сопровождающее оглушительным грохотом, и она медленно оторвалась от пускового стола, медленно, но с заметным ускорением начала выходить на траекторию полета. Весь личный состав с крикам “Пошла! Ура!” выскочил из траншей со вскинутыми вверх руками и возгласами радости. Долгие месяцы упорного труда не пропали даром. Ракета (боевая часть), как тогда говорили, попала точно в кол. Это была первая ракета изготовленная Омским заводом.

К боевому дежурству допускались только боевые расчеты и подразделения, прошедшие обучение на полигоне и получившие при этом положительную оценку за проведение учебно-боевого пуска ракеты.

На основе опыта несения боевого дежурства первыми ракетными частями было разработано Положение и боевом дежурстве частей и подразделений Ракетных войск.

Положением определялся порядок несения боевого дежурства. Устанавливались 4 степени боевой готовности, определялись действия частей и подразделений при переводе из одной готовности в другую. Каждой степени боевой готовности соответствовало определенное исходное положение личного состава, ракет и головных частей, наземного оборудования и время готовности к проведению пуска ракет.

Для подготовки ракет, головных частей, наземного и заправочного оборудования к проведению пуска ракет приказом по полку назначались дежурные боевые расчеты.

Для круглосуточного дежурства на командном пункте полка из личного состава штаба и узла связи приказом по полку назначались дежурные смены на одни сутки с задачами:

- обеспечение непрерывного управления подразделениями полка;

- подъем их по боевой тревоге;

- проведение первоочередных мероприятий по приведению полка в соответствующую степень боевой готовности и проведения пуска ракет составом дежурных смен.

До 1969 года, т.е. до момента, когда была поставлена на боевое дежурство система автоматизированного управления “Сигнал”, связь с КП дивизии осуществлялась по телефонам дальней связи и АТС, засекреченной аппаратурой связи “Прибой”. Для передачи секретных сведений использовались кодировочные таблицы “Волга”. Первое время пользоваться ими никто не умел, лишь спустя некоторое время начались тренировки с КП дивизии и с офицерами, дежурившими на КП полка, были проведены занятия по правилам пользования ими.

С постановкой на боевое дежурство САУ “Сигнал” резко повысилась эффективность боевого управления. Время доведения приказов с ЦКП РВ до КП полка сократилось в десятки раз. Практически исключались действия, которые могли привести к несанкционированному пуску ракет.

Не могу не рассказать об очень важном для меня событии в моей жизни. В конце 1964 года во время заседания партийного бюро полка, членом которого я являлся, заходит командир полка подполковник Еремеев И.М. (впоследствии генерал-лейтенант, начальник Серпуховского ВВКИУ) и просит на несколько минут прервать заседание. Разворачивает газету “Красная звезда” от 23 февраля 1964г. и зачитывает Указ Президиума Верховного Совета СССР “О награждении орденами и медалями военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского флота” в котором говорится: “За отличные показатели в боевой и политической подготовке и успешное освоение новой сложной боевой техники наградить медалью “За боевые заслуги” – старшего техника лейтенанта Сенникова Ю.М.”. Командир полка и члены партийного бюро тепло поздравили меня с наградой. Так я стал первым офицером в дивизии, награждённым боевой наградой в мирное время.

Ещё более яркие впечатления остались от непосредственного награждения, которое состоялось в конце марта в ходе проведения комплексного занятия на стартовой позиции. После установки ракеты на пусковой стол, построения личного состава, для вручения награды прибыл командир корпуса Герой Советского Союза генерал-лейтенант Медведев Дмитрий Александрович. Он вручил медаль, крепко пожал руку, по-отечески обнял, расцеловал и пожелал дальнейших успехов в службе.

Все успехи молодых офицеров того времени достигались не только личными качествами, но и умелым руководством старших командиров и начальников. Эти офицеры оставили у нас, молодых лейтенантов, необыкновенное чувство благодарности за человечность и умение поддержать подчинённых в трудный час. Благодаря их усилиям разноликий коллектив подразделений был сплочён и успешно решал все, казалось невыполнимые задачи. Они по-отечески заботились о нас и о наших семьях, наставляли нас на путь истинный, щедро делились своим богатым опытом.

Этих умных, доброжелательных и в тоже время требовательных командиров, я запомнил на всю жизнь и с благодарностью вспоминаю время своей службы под их командованием.



Назад

Hosted by uCoz